4 мая в 11.00 библиотека МАОУ СОШ 16 г. Балаково присоединилась к Международной Акции «Читаем детям о войне».
Цель акции — воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть — патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Истории, рассказанные на их страницах – о непростом времени, определившем жизнь поколения, о любви к Родине и о чувстве долга, о настоящей дружбе и самопожертвовании, о том, какова была цена Великой Победы.
Подбирая материал для чтения, я обратили внимание на те книги, в которых главные герои – дети, ровесники современных читателей. Переживания главных героев книг о войне передались слушающим ребятам. Они сопереживали героям, примеривали на себя ситуации, в которые попадали книжные мальчишки и девчонки. Читатели невольно задавались вопросом: «А как бы я поступил на месте героя, смог бы выжить в этих условиях, совершить подвиг, просто остаться Человеком?»
Сегодня мы попытаемся увидеть войну глазами детей – ваших сверстников, попробуем определить, влияет ли война на формирование характера ребёнка, понять, какой характер можно назвать героическим. Чтение текста имело выборочный характер, нацеливающий на дальнейшее прочтение книги самостоятельно.
Для современных детей Великая Отечественная война – это далекая история, память о которой мы должны сохранить.
Акция направлена на привлечение внимания общественности к героическому прошлому России, увеличение читательской аудитории, интересующейся чтением книг о Великой Отечественной войне, объединение усилий детских учреждений в поддержке и продвижении детского и подросткового чтения, активизацию работы библиотек по продвижению книг патриотической тематики в среду детей и подростков, применение библиотеками инновационных форм работы с пользователями.
Одновременно в начальных классах детям были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне.
Вступительная беседа о событиях войны с фашистской Германией подготовила детей к знакомству с литературными произведениями, которые были представлены на книжной выставке «Балаково в годы войны».
Учащимся 1- х классов был предложен для чтения рассказ Сусанны Михайловны Георгиевской «Галина мама». Известная детская писательница во время Великой Отечественной войны сама служила на Северном флоте, поэтому рассказ о событиях, описанных в книжке, получился такой искренний и правдивый. И рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести, о подвиге женщины. Ребята были очень увлечены. А после прочтения им были заданы вопросы по произведению.
Далее вниманию учащихся 2-х классов был предложен рассказ Виктора Юзефовича Драгунского « Арбузный переулок». Автор показывает войну глазами ребёнка. Что особенно запомнилось мальчику? Почему не бомбёжки и не налёты вражеской авиации? Он создаёт образ военного времени по-иному. Во время прочтения дети отметили, что этот рассказ учит нас уважать людей, которые жили во время войны, а также любить и по-доброму относиться к ближнему, как меняется отношения мальчика к простой еде.
Учащимся 3-х классов был выбран для чтения «Рассказ об отсутствующем» Льва Абрамовича Кассиля. Повествование ведется от имени разведчика, получившего награду за спасение своей воинской части, попавшей в немецкую засаду. По его мнению, награду должен был получить отсутствующий на церемонии награждения по случаю его гибели мальчишка, даже имени которого он не узнал. Именно он ценой собственной жизни спас самого разведчика и воинскую часть. По окончании чтения состоялось обсуждение прочитанного.
Ребята рассуждали о том, кто такие разведчики, какие задания им приходилось выполнять на войне, а также какими качествами должен обладать разведчик.
«Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. И ждали — годами, десятилетиями. Сегодня наш урок памяти мы проведём по страницам из книги «Говорят погибшие герои», - так начинают свое громкое чтение учащиеся 4-х и 10 «А» классов.
Эта книга – последние слова тех, кто заплатил своей жизнью за свободу Родины в борьбе с фашизмом. Перед лицом смерти обращались они к современникам, к вам, ребята.
Листаешь страницы этой удивительной книги, и перед глазами проходят письма, дневники, обращения, записки. Одни из них написаны перед смертью людьми, попавшими в фашистские застенки, другие — солдатами в огне сражений, третьи — партизанами во вражеском тылу. Бесценные документы, собранные в книге, являют собой как бы завещание погибших героев. Его не прочтешь равнодушно.
Все громкие чтения сопровождались мультимедийными презентациями, обсуждением книг, дети отвечали на вопросы викторины.
Большую благодарность хотелось бы выразить всем классным руководителям начальных классов, которые приняли участие в акции «Читаем детям о войне».
Особо хотелось также отметить учащихся 10 «А» класса Абушаеву Юлию, Балакина Александра, Кочегарова Максима, Кузовкину Эмилию, Салееву Марину, Стебай Марию и их классного руководителя Одинокову Марину Ивановну.
Много ли современные дети знают о Великой Отечественной войне? В состоянии ли они осознать в полной мере трагедию, унёсшую десятки миллионов жизней? Ответ очевиден: нет. Не хотят? Не могут! Потому что родились в другое время. Да и задача у современных детей другая: помнить, знать, уважать то, что было сделано ради них. И не допустить, чтобы всё это однажды повторилось. Ведь нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь…
|